График работы КРУГЛОСУТОЧНО без выходных
телефоны: +7 (988) 237-33-23
Клиника на КСМ ул. Пластунская, 198А , 234-08-27
Пища играет специфическую роль в формировании взаимоотношений собаки и хозяина Собаки я люди придают ей особое значение в развитии социальных отношений, но значение контроля ее потребления у них различно. Поделиться пищей со своим четвероногим другом для человека означает демонстрацию дружбы, и дача лакомства помогает владельцу загладить свою провинность перед собакой и представить себя в лучшем свете». Для собаки ограничение доступа к корму может стать причиной конфликта. Ограничение в корме способствует развитию у растущего щенка контроля своего поведения и формированию у него соответствующих социальных отношений. Дача собаке разнообразных кормов создает у нее поведенческий стереотип в отношении корма, связанный с постоянными требованиями внимания от владельца, что нередко ведет к перееданию и развитию ожирения.
Собаки, как и люди, являются социальным видом, в результате отбора они формируют социальные группы, и их у обоих видов обьединяет цель — контроль ресурсов (Goldberg, 1998). Для них наиболее важны 3 типа ресурсов:
У людей и собак существуют определенные социаль ные правила, которые регулируют контроль потреб ления перечисленных выше ресурсов. Сходство этих правил у обоих видов, возможно, обусловливает их привязанность друг к другу.
Собаки, которые живут в диких или одичавших со циальных группах, руководствуются очень четкими правилами, регулирующими их сосуществование. Это позволяет им контролировать распределение ресурсов и избегать конфликтов. У них создается стабильная иерархия со своими незыблемыми социально-регулирующими правилами, что делает такую социальную структуру устойчивой и развивает у ее членов чувства доверия и безопасности.
Жизнь домашних собак в тесной близости от людей часто ведет к значительной нестабильности и непредсказуемости их поведения, а также отсутствию четкой социальной структуры. Это способствует возникновению у животных сильной тревоги, и даже страха. Отсутствие уверенности в себе и определенная степень эмоционального конфликта в отношениях с хозяином могут привести к развитию у собаки оборонительного поведения, которое легко переходит в открытую конфронтацию. Помня о том, что собака бросила вызов их авторитету, многие владельцы пытаются взять под контроль ситуацию гюсредством физического воздействия, и их отношения еще больше ухудшаются. В результате собака начинает жить в ожидании конфликта и последующего наказания. Физические конфликты в сообществе собак не играют регулирующей роли. Только гюсредством контроля доступа к важнейшим ресурсам и установления стабильных и доверительных взаимоотношений с собакой ее владелец может избежать совершенно ненужной физической конфронтации. Установление постоянных социальных правил и дача питомцу четких сигналов, касающихся контроля ресурсов, обеспечивает безопасные и надежные условия, в которых у животного не возникает ощущение напряженности, беспокойства. Контролирование доступа к корму на первых стадиях развития поведения у собаки — единственный путь, который позволяет этого достичь.
Самоконтроль — важная черта взрослой жизни. Этому мастерству собаки должны обучиться в щенячьем возрасте. Он проявляется умеренностью и котропируемстью двигательной активности (ни-каких бесконтрольных и ненужных движений), спо-собностыо ограничивать силу укуса и умением оце -нивать степень удовлетворения своих потребностей в отношении корма (чувство голода/сытости), во-ды (жажда) и социальных взаимодействий (игры и т.д.) На ранних стадиях формирования поведе-ния щенки еще не обладают самоконтролем и не могут согласовывать свое поведение с внешними ограничениями. Обучение самоконтролю начинается в процессе взаимоотношений с матерью, когда щенок учится тому, что делать в момент эмо-ционального разочарования. Ограничение доступа к корму двигательной активности и обучение навыку сдерживать желание укусить во время игры -основные элементы этого процесса. Щенков обычно забирают из помета и приводят в но-вый дом в возрасте около 8 недель. Основам само-ограничения они должны научиться в первые 3 ме-сяца жизни и затем этот процесс продолжается подрастающие собаки еще многому обучаются. Вла-делец должен помогать щенку учиться справляться с чувством разочарования посредством контроля доступа к наиболее важным ресурсам, таким как корм и социальные контакты. При каждом удобном слу-чае ему необходимо общаться со своим питомцам с помощью легко распознаваемых сигналов, контро-лируя и корректируя его поведение. Молодые собаки испытывают огромную потребность в социаль-ных контактах, поэтому ограничение в физических и игровых взаимодействиях может стать тяжелым испытанием для щенка и его владельца. Когда щенок попадает в новую социальную группу, возникает необходимость в формировании крута общения и создании определенных ритуалов, что служит важ-ной составляющей развития поведения.
Ритуалы облегчают общение и в то же время да-ют щенку основу для развития у него спокойного и комфортного поведения. Часто владельцам советуют ограничивать свои контакты с маленьким щенком, например, не уделять ему внимания в течение определенного времени или при возвращении домой, не реагировать на попытки щенка вступить в контакт. Такие ограничения социальных взаимодействий без дачи щенку понятного сигнала, когда в этом возникает необходимость, могут вызвать у него чувство разочарования, разрушить формирование основных ритуалов и привести к нарушению взаимоотношений с хозяином. Основное значение имеет регулирование (в большей степени, чем ограничение) доступа к важнейшим ресурсам. Один из способов, позволяющих этого добиться, — уделять особое внимание процессу кормления. Рекомендуется при каждом кормлении ограничивать доступ щенка к миске определенным сроком (например, 4 минутами) Отведенного времени бывает вполне достаточно, чтобы щенок удовлетворил чувство голода, а затем миску у него забирают. Если щенок не успел съесть весь корм, то очень важно не спровоцировать у него чувство конфронтации при скармливании остатков (возвращение миски может стать таким сигналом). Для этого собаку отзывают в другую комнату, и только потом ставят миску на прежнее место. С помощью такого приема щенок усваивает, что корм доступен в определенное время и в определенном месте, а доступ к нему контролирует хозяин.
Если подрастающей собаке дают корма разных видов, это может повысить у нее вкусовую чувствительность, что может трансформироваться в привередливость (Muller b, 1998). В период наиболее интенсивного роста собаки, который начинается в 6 недель и обычно продолжается до 12-недельного возраста, знакомство с различными кормами повышает функциональную активность соответствующих синапсов (Changeux, 1983) и ведет к развитию вкусового восприятия. Наша способность различать определенные слова слу-жит простой иллюстрацией принципа нейронной пластичности. Лучшим способом развития вкусовой чувствительности у собаки является знакомство с разнообразными кормами. Один из возможных результатов этого процесса — сформирование вкусовых предпочтений. Когда собака отказывается от предложенной ей пищи, то очень многие владельцы начинают предлагать ей другие корма. Это развивает у животного такое качество, как привередливость, поскольку собака уверена, что ей будут обязательно предоставлены альтернативные источники корма.
Первое посещение ветеринарного врача дает пре-красную возможность поговорить с владельцем щенка о том, как следует правильно себя вести с новым питомцем. Важно обсудить не только особенности его рациона, но и социальное значение пищи для собак, а также дать совет владельцу твердо придерживаться рекомендуемых принципов кормления. Создание постоянного ритуала, связанного с процессом кормления, обеспечит стабильность и предсказуемость поведения собаки, и тем самым повысит у нее ощущение безопасности и уровень самоконтроля.
Во всех социальных группах контроль распределения ресурсов фомируется путем селекции, в процессе которой преимущество получают наиболее приспособленные животные. Животные, занимающие в группе наиболее высокое иерархическое положение, имеют особые привилегии, обеспечивающие им преимущественное право доступа к ресурсам (например, пище)- Ритуализация закрепляет социальные правила (по всей видимости, благодаря усилению мотиваций) и по прошествии определенного времени частично определяет характерные особенности (как генетические, так эволюционные) данного вида. Правила, которые действуют в условиях недостатка ресурсов, сохраняются и в последующий период, когда ресурсов становится достаточно и пропадает необходимость в таких регулирующих механизмах (Lorenz, 1978). При этом ритуализация трансформируется из полезной последовательности поведенческих реакций в формы символического общения (Неуmеr, 1977). Эти правила, которые дают преимущества наиболее адаптированным особям, в контексте контроля распределения превращаются в символы лидерства. Членам стаи, которые имеют более высокий социальный статус, предоставляются особые права -такие как первоочередная возможность получать корм, преимущественный доступ к наиболее ценным кормовым источникам, право контроля поведения других животных, в том числе их допуск к корму. Кроме того они поддерживают, они поддерживают в сообществе иерархию. Между тем динамичность этой иерархии диктует необходимость гибкости всей системы Например, ес-ли у члена группы, занимающего одну из нижних сту-пенек ерархической лестницы, в какой-то период времени увеличится потребность в корме, то ему мо-жет быть предоставлена возможность получать пи-щу даже в большем количестве, чем лидеры, без ут-раты ими своих ведущих позиций в стае.
Во время болезни у собаки снижается аппетит, и ее владелец, естественно, пытается найти спо-соб накормить своего питомца. Нередко прибе-гают к физическому принуждению животного принимать корм, дают его с руки. Это бывает оправдано на ранних стадиях тяжело протекаю-щих болезней, но как только предоставляется воз-можнось, следует немедленно вернуться к обыч-ному порядку кормления. Особенно важно соблюдение такого правила для маленьких щен-ков, заболевших в начале периода формирования пищевого поведения: кормление их с руки в «нежном» возрасте может привести к созданию соответствующего ритуала, который в дальней-шем будет подвергать испытанию взаимоотно-шения аладельца и питомца и создавать пробле-мы в социализации животного.
С точки зрения человека, особенно привыкшего к стилю отношений, свойственных для западной культуры, пища является социальным рычагом и служит мерилом привязанности. На порядок ее распределения оказывает влияние чувство близости, глубокой симпатии и дружбы, что может быть оценено как способ поддержания социального равен-ства (Muller а, 1998).
Люди обычно дают своим собакам корм в качестве подарка, чтобы они чувствовали себя членами семейной группы. Однако такой подарок может быть расценен неодинаково, в частности, он создает у питомца убежденность в своей лидирующей роли в «стае». Когда люди посещают зоопарк, они часто дают корм животным, несмотря на многочисленные предупреждения о том, что это категорически запрещается. В такой ситуации корм используется в качестве средства общения и налаживания контакта. Как считает ряд авторов, дающий в такой ситуации не бескорыстно делится своими ресурсами, а получает право контроля над принимающим, поскольку последний оказывается ему обязанным. Есть мнение, что именно этим мотивом руководствуются многие владельцы собак, когда строят взаимоотношения со своими питомцами с помощью лакомств. Нередко владельцы животных испытывают чувство вины. Оно возникает по разным причинам, например, из-за переживаний относительно того, что собака на целый день остается в доме одна, когда хозяин находится на работе. Для заглаживания своей «провинности» люди прибегают к даче питомцам корма — собака получает его безвозмездно, ей не приходится «зарабатывать» корм, например, проявляя определенный тип поведения. Этот подарок сбивает собаку с толку, и ее беспокойство возрастает: она перестает понимать, кто в социальной группе играет роль лидера, а окружающая обстановка кажется ей непредсказуемой и нестабильной В результате такого «обучения» у животного может развиться целый ряд нарушений поведения, в том числе стремление постоянно привлекать к себе внимание хозяина в попытках установить с ним взаимопонимание.
Корм часто используют в процессе проведения дрессировки и при коррекции поведения. Он служит важнейшим первичным положительным подкреплением (наградой) в упомянутых выше условиях. Когда корм дают сразу же (предпочтительно в течение доли секунды) после проявления определенного поведения, животное заметит определенную причинную взаимосвязь между своим действием и поощрением, и вероятность успешного закрепления необходимого навыка значительно возрастает. Владельцы часто не успевают быстро поощрить желательную форму поведения, и им легче использовать корм как инструмент вторичного подкрепления. Это предусматривает подачу первичного словесного ( «хорошая собака» или «да») или слухового (свисток или определенный звук — см. стр. 27) поощритель-ного сигнала с отсроченным подкреплением поведения дачей корма. При таком подходе дача корма выступает в роли вторичного гюдкрегления, а в первую очередь используется сигнал.